м. Аэропорт
8 (999) 777-60-03
м. Аэропорт
ул. Красноармейская, 23А

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Что делать, если ваш ребенок не говорит?
Телефон для записи на прием:
+7 (999) 777-60-03 Проконсультируйте меня

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Причины возникновения

  • Здоровье (патология беременности и родов)
  • Билингвизм (в детском саду говорят с ребенком на русском языке, а в семье - на другом)
  • Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми, наличие няни, говорящей на другом языке, педагогическая запущенность и т.д.)
  • Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок (проживание с глухими родителями, у «неговорящих» родителей и дети неговорящие)

Основные признаки общего недоразвития речи:

  • позднее начало развития речи;
  • замедленный темп речевого развития;
  • ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
  • нарушение формирования грамматического строя речи;
  • нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;

Характеристики детей с ОНР

Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные проявления:

  • ребенок понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли;
  • наблюдается отставание в развитие логического мышления;
  • дети заметно отстают в развитии двигательной сферы;
  • отмечается недостаточно устойчивое внимание;
  • снижение вербальной памяти;
  • речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична;
  • первые слова появляются ближе к 3-4 годам.

4 уровня общего недоразвития речи

  • 1 уровень – у детей полностью речь отсутствует, а словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
  • 2 уровень – к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы.
  • 3 уровень – уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
  • 4 уровень – наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена. Речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений, общей, тонкой и речевой моторики.

Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

Логопедическая работа должна быть построена комплексно, тоесть должна включать:

  • лечение лекарственными препаратами;
  • занятия с логопедом;
  • работу с психотерапевтом;
  • активное участие родителей.

Нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

Что делать, если ваш ребенок не говорит?
Телефон для записи на прием:
+7 (999) 777-60-03 Проконсультируйте меня

Детская поликлиника на Ленинградке
Москва, ул. Красноармейская, дом 23А
м. Аэропорт
Пн-Вс: 8:00-20:00
8 (999) 777-60-03

Фото нашей клиники

Все фото
Все фото

Остались вопросы?

Оставьте свои данные и наш специалист ответит
вам на них или поможет записаться на прием.
Нажимая кнопку “отправить заявку”, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Позвонить Заказать звонок