На сегодняшний день у многих родителей часто возникают вопросы, связанные с нарушением мышечного тонуса у ребенка. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Мышечный тонус напрямую связан с работой двигательной сферы. Контроль за ней осуществляет наша нервная система. Снижение или повышение мышечного тонуса, двигательной активности, наличие аномальных, «избыточных» движений – все это часто является патологическим состоянием. Оценка нормы и патологии двигательной сферы, а также уровень поражения нервной системы и само заболевание его вызвавшее, определяются детским неврологом.
Принято делить движения на произвольные и непроизвольные.
Проверка работы двигательной сферы у ребенка производится при помощи изучения активных и пассивных движений, мышечного тонуса и координации движений. При наличии полного объема движения в суставах, достаточной мышечной силы и тонуса, необходимость исследовать пассивные движения отпадает.
Исследования пассивных движений осуществляется врачом в положении лежа у ребенка (положение полной мышечной релаксации). Специалист определяет подвижность в суставах, а также путем ощупывания – тонус мышц.
В обоих вариантах измененного мышечного тонуса снижается мышечная сила, а также скоординированность движений.
Силу мышц определяют при помощи специальной международной, так называемой, «шестибалльной системе». Оценка на «4» и «5» по этой системе является нормой.
При осмотре грудного ребенка необходимо проводить исследование, соблюдая правило: «снизу вверх», т.е. осмотр с ног и выше. Это дает малышу возможность привыкнуть к незнакомому человеку (врачу) и не испугаться раньше положенного времени. При плаче, беспокойстве ребенка правильная оценка двигательно-рефлекторной сферы крайне затруднительна.
У детей старшей возрастной группы осмотр специалиста должен осуществляться наоборот – «сверху вниз».
Когда врач говорит о мышечной дистонии, он имеет ввиду нарушение тонуса мышц в различных участках тела, «избыточности» двигательной активности, пластичности движений у ребенка.
Не всегда мышечная дистония, особенно у ребенка первого года жизни, является патологической.