Отвечает
Романова Елена Владимировна
Врач-психотерапевт, психиатр
Консультативно-диагностическая работа детского психотерапевта представляет собой беседу, в ходе которой оценивается психическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности, настроение, эмоциональные реакции. Сделать более подробное заключение о психическом состоянии психотерапевту помогает проведение психологического исследования с использованием специальных тестов, шкал, рисуночных методик и др.
Кроме того, в ходе консультации родители могут выяснить любые вопросы, касающиеся воспитания ребенка, получить разъяснения об особенностях психического развития ребенка всех возрастных периодов.
Не только в случае наличия у ребенка психических нарушений может быть полезно психотерапевтическое вмешательство. Довольно часто обращение к психотерапевту на стадии предболезни способствует стойкому улучшению состояния ребенка и предупреждает развитие заболевания. Вопрос о назначении психотерапевтического лечения, формах и методах терапии решается индивидуально. Особо обсуждаются и формулируются цели психотерапии при заключении «психотерапевтического контракта».
Процесс психотерапии предполагает активное участие в нем самого ребенка и его родителей.
Прежде всего родителям даются разъяснения о психологических особенностях ребенка, о возможных причинах проблемного состояния. Обсуждаются цели и методы лечения. Обязательно даются рекомендации по коррекции стиля родительского воспитания. Обсуждаются вопросы организации лечебно-охранительного режима, т.е. изменения психологической обстановки вокруг ребенка, способствующие решению проблем. Уже на первой встрече могут быть даны подробные рекомендации по использованию приемов психотерапии в домашних условиях (например, сказкотерапии, поведенческой терапии, внушения и др.).
Психотерапия может проводиться индивидуально с ребенком, индивидуально с каждым из родителей. Особенностью работы детского психотерапевта является использование, как правило, семейной психотерапии, т.е. когда работа ведется одновременно с ребенком и родителями. Кроме того, достаточно эффективна групповая психотерапия (детские, а также детско-родительские группы). В группах проводится как лечебная, так и тренинговая работа (тренинг личностного роста, тренинг уверенности в себе и др.).
Существует достаточно много известных и эффективных в детской практике методов психотерапии. В их числе сказкотерапия (использование сказок), арттерапия (терапия искусством, в частности, использование рисования, музыки), поведенческая терапия (специальная система коррекции поведения), игровая терапия (проигрывание проблемных ситуаций), куклотерапия, телесно-ориентированная терапия, гипнотерапия, внушение и многие другие. Возможность использования конкретных методов обсуждается с родителями ребенка.
Объем и выбор последовательности психотерапевтических вмешательств зависит от степени выраженности и длительности существования проблемы, наличия внутриличностных и/или межличностных конфликтов, физического состояния пациента, особенностей семейных отношений. Важное значение для результатов психотерапии имеет мотивация ребенка на лечение, субъективное отношение к имеющимся проблемам, возможность и желание ребенка и членов его семьи изменяться. В случае сочетания нескольких проблем их актуальность ранжируется по значимости.
Эффективность психотерапии определяется достижением поставленных личных целей и изменений в поведении ребенка в социальных ситуациях, группе ровесников, семье, школе; повышении уверенности в себе, изменении самооценки и др.