м. Аэропорт (ул. Красноармейская, 23А300 м.)
м. Аэропорт (ул. Красноармейская, 23А300 м.)
ул. Красноармейская, 23А

Ребенок кусается и дерется: почему это происходит?

Опубликовано: 18.09.2025 15:14:45
Обновлено: 18.09.2025 15:14:45
Ребенок кусается

Ваш милый и ласковый малыш внезапно начал кусаться и драться? Вы не одиноки. С этой проблемой сталкивается большинство родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет. Это не значит, что ребенок «агрессивный» или «плохой» — таким образом его незрелая нервная система и развивающаяся эмоциональная сфера пытаются справиться с переполненными чувствами.

Почему ребенок кусается и дерется?

Поведение ребенка — это всегда симптом, за которым скрывается определенная потребность или проблема. Драки и укусы в младшем возрасте редко бывают актами настоящей агрессии. Чаще всего причины следующие:

1. Возрастные этапы развития

  • Прорезывание зубов (около 6-12 месяцев): Десны зудят и болят. Ребенок кусает все, что попадается под руку, включая мамину грудь во время кормления или папино плечо. Это физиологическая потребность снять дискомфорт.
  • Недостаток речевых навыков (1, 2, 3 года): Ребенок уже испытывает целую гамму чувств (злость, раздражение, восторг, ревность), но не умеет сказать об этом словами. Его язык — это действия. Укус или удар — это его способ заявить о себе, выразить несогласие или даже показать сильную симпатию.
  • Исследование мира: Маленькие дети познают мир всеми органами чувств, включая вкус и тактильные ощущения. Им интересно, какая на ощупь кожа другого человека и что произойдет, если ее укусить.

2. Эмоциональные и психологические причины

  • Переизбыток чувств: Сильная радость, возбуждение или волнение могут переполнить ребенка, и он не знает, как с этим справиться. Укус становится разрядкой.
  • Стресс и перемены: Рождение второго ребенка, переезд, начало посещения садика, конфликты в семье — все это источник напряжения. Агрессивное поведение — это сигнал о том, что малыш тревожится и ему нужна поддержка.
  • Способ привлечения внимания: Даже негативное внимание (окрики, ругань) для ребенка лучше, чем его полное отсутствие. Если он заметил, что укус мгновенно заставляет всех смотреть на него, он может использовать этот метод снова.
  • Защита своего пространства и игрушек: Неумение делиться и отстаивать свои интересы социально приемлемым способом приводит к простейшему решению — ударить или укусить «обидчика».
«Родителям важно усвоить: в подавляющем большинстве случаев такое поведение — не болезнь и не нарушение, а этап взросления. Задача родителей — не подавить его силой, а перенаправить и научить другим способам коммуникации. Однако бывают ситуации, когда «укусы» и «удары» — это повод проконсультироваться с неврологом или психологом, например, если эпизоды слишком частые, интенсивные и не корректируются обычными методами после 4-х лет».
Чиж Марина Владимировна, врач-педиатр

Как правильно реагировать в момент инцидента: инструкция для родителей

Ваши действия должны быть четкими, последовательными и спокойными.

  1. Немедленно остановите действие. Спокойно, но твердо возьмите руку ребенка, если он замахнулся, или аккуратно отстраните его, если он пытается укусить. Физический барьер важен.
  2. Четко и кратко обозначьте запрет. Смотрите ребенку в глаза и скажите серьезным, но не злым тоном: «Кусаться нельзя! Это больно!», «Драться нельзя! Мне больно!». Фразы должны быть краткими и понятными.
  3. Переключите внимание. После того как вы установили запрет, не зацикливайтесь на негативе. Предложите альтернативу: «Давай лучше построим высокую башню!» или «Посмотри, какая интересная книжка!».
  4. Уделите внимание пострадавшему. Это очень мощный воспитательный момент. Подойдите к тому, кого укусили (другому ребенку, себе), пожалейте, предложите лед или пластырь. Так вы наглядно демонстрируете, что сочувствие и забота — это правильная реакция на чужую боль. Ваш ребенок увидит, что все внимание переключилось не на него (пусть и негативное), а на того, кому больно.
  5. Нельзя делать:
    • Не кусайте в ответ. Это teaches ребенка, что сильный всегда прав и агрессия допустима.
    • Не кричите и не бейте. Так вы только запугаете малыша и покажете, что ваши собственные эмоции нельзя контролировать.
    • Не заставляйте извиняться. В этом возрасте слово «извини» не наполнено смыслом. Лучше предложите пожалеть или погладить пострадавшего.
«В момент укуса осмотрите место. Даже небольшой след от зубов нужно промыть водой с мылом и обработать антисептиком (например, хлоргексидином). Слюна человека содержит огромное количество бактерий, и даже мелкая ранка может воспалиться. Если укус пришелся на опасное место (например, в области лица или шеи) или повреждение глубокое — обязательно покажитесь врачу».
Чиж Марина Владимировна, врач-педиатр

Стратегия на перспективу: как предотвратить проблемное поведение

Работа «в моменте» малоэффективна без общей стратегии.

  • Озвучивайте чувства ребенка. Помогите ему понять, что с ним происходит: «Я вижу, ты очень злишься, что пора уходить с площадки», «Ты расстроился, что Маша забрала твою машинку». Это учит его распознавать эмоции.
  • Предлагайте альтернативу. Научите безопасным способам выражения гнева: можно топать ногами, рвать старую газету, бить диванную подушку, кидать мягкие мячики в угол.
  • Играйте в ролевые игры. Проигрывайте конфликтные ситуации с игрушками. Покажите, как мишка может словами попросить назад свою машинку или позвать на помощь взрослого.
  • Обеспечьте режим и достаточно отдыха. Переутомление — частая причина срывов и неконтролируемого поведения.
  • Будьте последовательны. Реакция на укус или удар должна быть одинаковой у всех членов семьи и в любой ситуации.
«Профилактика — лучшее решение. Если вы видите, что ситуация на детской площадке накаляется, ребенок устал или начинает злиться, — лучше вовремя уйти, предотвратив срыв. Это не слабость, а мудрость. Хвалите ребенка за малейшие попытки договориться словами, за спокойные игры. Акцент на положительном поведении работает гораздо эффективнее, чем наказание за плохое».
Чиж Марина Владимировна, врач-педиатр

Когда стоит обратиться к специалисту?

Консультация врача необходима, если:

  • Поведение не улучшается после 4 лет.
  • Эпизоды агрессии очень частые и интенсивные.
  • Ребенок целенаправленно портит вещи, мучает животных.
  • Агрессия сочетается с другими тревожными признаками: аутоагрессией (бьет себя самого), ночными кошмарами, энурезом, заиканием.
  • Вы не справляетесь со своими эмоциями и срываетесь на ребенке.
«На плановых осмотрах в 2 и 3 года педиатр всегда задает вопросы о поведении ребенка. Не скрывайте эту проблему, даже если вам стыдно. Это не ваша вина, а повод получить профессиональный совет. Врач поможет дифференцировать возрастной кризис от неврологических проблем и даст направление к нужному специалисту. Комплексный подход — залог быстрого решения проблемы».
Чиж Марина Владимировна, врач-педиатр

Помните: ваша задача — не наказать, а научить. Проявляя терпение, последовательность и любовь, вы помогаете своему ребенку пройти этот сложный, но абсолютно нормальный этап взросления, заложив основы его эмоционального интеллекта на всю жизнь.

Если у вас остались вопросы или вам нужна индивидуальная консультация, вы всегда можете обратиться к опытным педиатрам и детским психологам «Детской поликлиники на Ленинградке».

Запишитесь на прием по телефону: 8 (999) 777-60-03

Мы поможем вашему малышу расти здоровым и счастливым!

Часто задаваемые вопросы

Мой ребенок кусается не в гневе, а от избытка любви — когда радуется или нежно обнимает. Почему так происходит и это нормально?

Абсолютно нормально и очень распространено. Это классический пример «несогласованности» в развитии малыша. Его эмоциональная и социальная сфера уже стремится выразить сложные чувства — нежность, восторг, радость от встречи. А отделы мозга, отвечающие за контроль побуждений и моторики, еще не дозрели. Проще говоря, он не может «вылить» эту бурю чувств в аккуратные объятия и просто использует самый простой моторный акт — укус. Ваша задача — мягко перенаправить эту энергию: «Я знаю, ты меня очень любишь! Давай лучше потремся носиками или крепко-крепко обнимемся». Вы буквально учите его телом, как можно выражать эмоции иначе

Правда ли, что кусание может быть признаком нехватки каких-то микроэлементов, например, железа?

Да, такое возможно, и это тот самый случай, когда мы, педиатры, сначала исключаем медицинские причины. Выраженный дефицит железа (железодефицитная анемия) может иногда проявляться извращением вкуса и желанием грызть и кусать несъедобные предметы, а также повышенной раздражительностью и нервозностью ребенка. Если эпизоды кусания persistent, частые и seem не связаны с эмоциональным контекстом, я всегда рекомендую сдать общий анализ крови. Это простой и надежный способ исключить анемию как возможную скрытую причину такого поведения

Мы все делаем по правилам: объясняем, запрещаем, но он продолжает кусаться в садике. Воспитатель жалуется. Что нам делать? Это уже выглядит как системная проблема

Ситуация в саду — это маркер, что вы столкнулись не просто с возрастным кризисом, а с трудностями адаптации и социализации. Ребенок в группе может перевозбуждаться, уставать от шума, не справляться с требованиями делиться или ждать своей очереди. Его «домашних» навыков coping с эмоциями пока не хватает для коллектива.

Здесь нужен не только ваш правильный response дома, но и плотный контакт с воспитателями. Объясните им вашу тактику («мы учим его говорить «я злюсь»), попросите их быть вашими союзниками: вовремя заметить нарастающее раздражение у ребенка, переключить его, дать ему «личное пространство» на время. Если ситуация не улучшается за 2-3 месяца, имеет смысл обратиться к детскому психологу, который специализируется на адаптации

Стоит ли наказывать за укусы, например, ставить в угол или лишать мультиков? Или это только усугубит ситуацию?

Физическое наказание (шлепки) и ответные укусы — категорически нет. Это моделирует ту самую агрессию, которую вы пытаетесь искоренить. Что касается угла и лишения мультиков — это обычно неэффективно в возрасте 2-3 лет. Ребенок еще не выстраивает сложную причинно-следственную связь между проступком и наказанием, которое случилось полчаса спустя. Он просто почувствует себя непонятым и брошенным.

Самое действенное «наказание» в этом контексте — это немедленная и краткая реакция: прекращение игры, ваше строгое лицо и четкое слово «нельзя», а затем переключение внимания на пострадавшего. Лишение вашего позитивного внимания — самый понятный для него сигнал о том, что он поступил плохо

Я начинаю злиться и терять самообладание, когда меня кусают. Я кричу, а потом мне стыдно. Это навредит ребенку?

Во-первых, ваша реакция абсолютно человечна и понятна — это больно и неприятно. Важно то, что вы осознаете эту реакцию и испытываете чувство вины — это говорит о вас как о внимательном родителе.

Крайне редко один-два эпизода крика могут нанести серьезную травму. Но если это системная реакция, ребенок может начать вас бояться или, что более вероятно, усвоить модель поведения «когда мне больно — нужно кричать».

Разорвите этот круг. Если чувствуете, что закипаете, отойдите на безопасное расстояние на минуту, если это возможно. Глубоко вдохните-выдохните. Ваша задача — показать ребенку, что сильные эмоции (и ваш гнев в том числе) можно не выплескивать на других, а переживать и брать под контроль. Ваш пример — главный урок для него. Если же срывы участились и вы не справляетесь с собственными эмоциями, это веский повод обратиться за поддержкой к перинатальному психологу. Забота о своем состоянии — это тоже забота о ребенке

Остались вопросы? Не ждите, пока проблема усугубится. Запишитесь на консультацию к нашим специалистам — педиатрам и детским психологам, чтобы получить персональный план решения этой проблемы.

Детская поликлиника на Ленинградке: 8 (999) 777-60-03

Наши специалисты

Все врачи
Все врачи
Детская поликлиника на Ленинградке
Москва, ул. Красноармейская, дом 23А
Пн-Вс: 8:00-20:00
Метро Аэропорт — 4 выход
300 м / 4 мин — пешком
Бесплатная парковка на территории
Бесплатная парковка на территории
8 (999) 777-60-03 info@lit-clinic.ru Центральная поликлиника Литфонда

Фото нашей клиники

Все фото
Все фото
Войти
Записаться
Врачи
Позвонить
Меню