м. Аэропорт (ул. Красноармейская, 23А300 м.)
м. Аэропорт (ул. Красноармейская, 23А300 м.)
ул. Красноармейская, 23А

Ребенок не говорит: когда бить тревогу, а когда ждать

Опубликовано: 22.08.2025 15:58:37
Обновлено: 22.08.2025 16:17:43
Ребенок не говорит

Молчание ребенка, когда сверстники уже вовсю декламируют стихи, — одна из самых тревожных ситуаций для современных родителей. Информационный шум из серий «мой в год уже говорил предложениями» и противоречивые советы от бабушек («папа тоже молчал до трех, и ничего») заводят в тупик. Где грань между индивидуальной нормой и явной патологией? К кому бежать и что делать?

В этой статье мы подробно разберем этапы речевого развития, причины задержки речи (ЗРР) и алогоризма (отсутствия речи), а главное — составим четкий план действий для родителей, которые обеспокоены молчанием своего ребенка.

Этапы речевого развития: ориентировочные нормы

Важно помнить: эти нормы — усредненные. Небольшие отклонения в месяц-два — не повод для паники. Но значительное отставание — сигнал к действию.

· 1-3 месяца: Ребенок реагирует на голос, издает первые гласные звуки («а», «у», «э»), гулит.

· 4-5 месяцев: Появляется гуление с цепочками звуков («агу», «гы»), смех, поворачивает голову на источник звука.

· 6-7 месяцев: Лепет, повторение слогов («ба-ба-ба», «ма-ма-ма»), хотя еще без смысловой нагрузки.

· 8-9 месяцев: Понимает простые просьбы («дай ручку», «где папа?»), использует указательный жест, лепет становится разнообразнее.

· 10-12 месяцев: Появляются первые осознанные слова («мама», «папа», «дай», «на»). В активном словаре 1-10 слов.

· 1,5-2 года: Ребенок строит простые фразы из двух слов («мама, дай», «хочу пить»). Словарный запас активно расширяется, может показывать части тела.

· 2-3 года: Формируется фразовая речь, использует местоимения, простые предлоги. К трем годам словарь — 1000-1500 слов, строит сложные предложения, рассказывает простые стихи.

«Чаще всего тревогу родители начинают бить как раз в районе 2-2,5 лет. И это абсолютно правильный срок для глубокой диагностики. Ждать до 3, а тем более до 4-5 лет — большая ошибка. Критически важный период для запуска речи — до 3 лет. Если в 2 года ребенок не строит фразы из двух слов, не понимает простые инструкции — это прямое показание для консультации невролога и логопеда».
Чекалова Светлана Александровна, детский врач-невролог

Тревожные звоночки: когда ждать уже нельзя

Не откладывайте визит к специалисту, если заметили у ребенка следующие признаки:

· В 12 месяцев: Не реагирует на свое имя, не издает никаких звуков, не использует жесты (например, «пока-пока»).

· В 18 месяцев: Не говорит осмысленных слов, не понимает простые просьбы («принеси мяч»), не пытается коммуницировать жестами.

· В 2 года: В активном словаре менее 20 слов, не组合ует слова в пары, не может показать названные предметы на картинке.

· В 2,5 года: Не строит простые фразы, не может назвать знакомые предметы, не задает вопросы.

· В 3 года: Речь неразборчива даже для родителей, не строит предложения, не понимает рассказы и объяснения.

· В любом возрасте: Внезапная потеря ранее приобретенных речевых навыков, отсутствие зрительного контакта, странное поведение (раскачивание, ходьба на цыпочках, игры не с игрушками, а с частями тела), нежелание общаться.

Почему ребенок не говорит? Основные причины

Причины задержки речи многогранны и часто сочетаются друг с другом.

1. Социально-педагогические:

Самая частая группа причин в современном мире.

  • Дефицит живого общения: Родители мало разговаривают с ребенком, заменяя диалог телевизором или планшетом. Речь из гаджетов — это монолог, который не требует ответной реакции, а значит, не стимулирует к говорению.

  • Гиперопека: Предугадывание всех желаний ребенка («хочешь пить?») лишает его мотивации просить что-то словами.

  • Эмоциональный стресс: Неблагоприятная обстановка в семье.

2. Медицинские:

  • Нарушение слуха: Это первое, что должен исключить врач. Если ребенок не слышит или слышит плохо, он не может научиться говорить.

  • Неврологические патологии: Последствия гипоксии в родах, повышенное внутричерепное давление, расстройства аутистического спектра (РАС), алалия (органическое поражение речевых центров мозга), дизартрия (нарушение иннервации речевого аппарата).

  • Проблемы с артикуляционным аппаратом: Короткая уздечка языка, слабый мышечный тонус губ и языка.
«На приеме мы всегда начинаем с беседы и осмотра. Часто видим картину: умный, смышленый малыш, который все понимает, но не говорит. При этом дома ему все дают по первому жесту. Первая же рекомендация — создать «ситуацию успеха», где ребенку придется заговорить, чтобы получить желаемое. Но параллельно мы обязательно направляем на проверку слуха к сурдологу и на консультацию к неврологу, чтобы исключить органические причины. Комплексный подход — залог успеха».
Чекалова Светлана Александровна, детский врач-невролог

Кто поможет заговорить? Команда специалистов «Детской поликлиники на Ленинградке»

Лечение задержки речи — всегда командная работа.

1. Детский невролог: Ключевой специалист. Он оценит неврологический статус, может назначить дополнительные исследования (ЭЭГ, УЗДГ сосудов головного мозга), при необходимости — медикаментозную терапию, массаж, физиотерапию для стимуляции работы мозга.

2. Логопед/дефектолог: Проводит диагностику, определяет структуру дефекта и составляет индивидуальную коррекционную программу. Занимается постановкой звуков, развитием фонематического слуха, лексики и грамматики.

3. Сурдолог: Проверяет остроту слуха, исключает тугоухость.

4. Детский психолог: Помогает при поведенческих проблемах, работает с детьми с РАС, консультирует родителей по вопросам создания развивающей среды.

Что можете сделать вы? Рекомендации родителям

Пока вы ждете консультации специалиста, начинайте действовать самостоятельно.

1. Говорите, комментируйте: Озвучивайте все свои действия, описывайте предметы, чувства. «Сейчас мама надевает красные носочки. Они теплые и мягкие».

2. Читайте каждый день: Книги с яркими картинками, короткими стихами — лучший тренажер.

3. Пойте простые песни: Ритм и мелодия отлично стимулируют речевые центры.

4. Развивайте мелкую моторику: Центры мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом. Лепка, пазлы, шнуровки, перебирание крупы — все это полезно.

5. Создавайте поводы для общения: Не давайте игрушку сразу, покажите ее на полке, спросите: «Тебе дать мишку? Какой он? Большой, коричневый».

6. Ограничьте гаджеты: Полностью и безоговорочно. Живое взаимодействие незаменимо.

7. Хвалите за любой звук, за любую попытку: Положительное подкрепление творит чудеса.

«Самая большая поддержка, которую родители могут оказать ребенку, — это их собственное спокойствие и последовательность. Не корите себя и не ругайте малыша. Ваша задача — стать его главным адвокатом и помощником. И помните: вы не одни. Специалисты нашей поликлиники готовы поддержать вас на каждом этапе этого пути — от первой консультации до занятий с логопедом и неврологическим сопровождением».
Чекалова Светлана Александровна, детский врач-невролог

Диагностика и лечение в «Детской поликлинике на Ленинградке»

Мы понимаем, как важен каждый день. Поэтому в нашей клинике создано все для оперативной и комплексной диагностики:

· Консилиум специалистов: Невролог, логопед, психолог работают в одной команде, составляя единую картину развития ребенка.

· Современное диагностическое оборудование: Для объективной оценки состояния нервной системы и слуха.

· Индивидуальные программы коррекции: Сочетание при необходимости медикаментозной терапии, массажа, логопедических занятий и рекомендаций для дома.

· Атмосфера доверия: Мы находим подход к самому стеснительному или капризному малышу.

Не ждите, что проблема решится сама собой. Раннее вмешательство — это 90% успеха.

Запишитесь на консультацию к детскому неврологу и логопеду прямо сейчас по телефону: 8 (999) 777-60-03.

«Детская поликлиника на Ленинградке»: мы поможем вашему ребенку найти свой голос.

Часто задаваемые вопросы

«Это просто индивидуальная особенность, или уже пора волноваться?»

Волноваться рано, но действовать пора. Индивидуальная особенность — это когда ребенок в 2 года говорит 50 слов вместо 100 и фразы короче. Повод для тревоги — если в 2 года слов меньше 20-30, нет фразовой речи («мама, дай») и он не понимает ваши простые просьбы. В этом случае консультация невролога и логопеда обязательна, чтобы исключить проблемы, которые сами не решатся.

«Мальчики всегда начинают говорить позже девочек. Это правда?»

Ответ врача:

Это опасный миф. Статистически, мальчики действительно могут начать говорить на 2-4 месяца позже, и их речевое развитие иногда идет чуть медленнее. Но это не означает, что мальчику положено молчать до 3-4 лет. Нормы развития для всех одинаковы. Если ваш сын значительно отстает от этих норм, его пол не является оправданием для бездействия.

«Мы проверили слух, он в норме. Что еще может быть причиной?»

Отличный первый шаг! Если слух в порядке, круг причин сужается. Наиболее вероятны:

· Неврологические причины: нарушение обработки сенсорной информации последствия перинатальных проблем, особенности созревания нервной системы.

· Педагогические: недостаток общения и мотивации к речи.

· Расстройство аутистического спектра (РАС): где задержка речи часто сочетается с особенностями поведения и общения.

Следующий шаг — консультация детского невролога, который определит дальнейший план диагностики.

«Гаджеты действительно так вредят развитию речи?»

Да, это один из ключевых негативных факторов современности. Речь из телефона или планшета — это монолог. Она не требует от ребенка ответа, не смотрит ему в глаза, не ждет его реакции. Для развития речи критически важно диалоговое, интерактивное общение с живым человеком, где есть эмоции, мимика, жесты и необходимость что-то сказать в ответ. Гаджеты лишают ребенка этой главной тренировки.

«К кому нам обратиться в первую очередь?»

Алгоритм правильных действий:

1. Педиатр или детский невролог. Первичный осмотр, оценка общего развития, сбор анамнеза. Невролог — ключевой специалист в данном вопросе.

2. Сурдолог. Проверка слуха — обязательный пункт, чтобы исключить тугоухость.

3. Логопед-дефектолог. Проведет углубленную диагностику именно речевых функций, определит уровень проблемы и составит коррекционную программу.

Не ждите, пока проблема «рассосется сама». Раннее обращение к специалисту — это не перестраховка, а инвестиция в будущее вашего ребенка.


Запишитесь на консультацию к нашим специалистам в «Детскую поликлинику на Ленинградке» по телефону: 8 (999) 777-60-03.

Статья носит информационный характер и не заменяет очную консультацию врача. Диагноз и план лечения может назначить только специалист после осмотра.

Детская поликлиника на Ленинградке
Москва, ул. Красноармейская, дом 23А
Пн-Вс: 8:00-20:00
Метро Аэропорт — 4 выход
300 м / 4 мин — пешком
Бесплатная парковка на территории
Бесплатная парковка на территории
8 (999) 777-60-03 info@lit-clinic.ru Центральная поликлиника Литфонда

Фото нашей клиники

Все фото
Все фото
Войти
Записаться
Врачи
Позвонить
Меню